О результатах Ученого совета и литературе на журфаке

отредактировано May 2015 Раздел: Основной

          Добрый день, уважаемые коллеги, выпускники, студенты, все, кто читал мои сообщения и
кому не безразличен журфак!

          Хочу рассказать об Ученом совете факультета и попросить прощения, за то, что
написала не сразу. Надо было обдумать новую информацию.


          Ученый совет, как писали в советских газетах, "прошел в теплой дружественной обстановке"...
Поздравляли ветеранов и детей войны, которые делились трогательными
воспоминаниями о трудном и памятном времени. Выступали студенты,
демонстрировали видеоролики - все по сценарию. Потом решали еще ряд частных
вопросов. Наконец перешли к обсуждению преподавания литературы на факультете. Все мои опасения
оказались выдуманными. "Трусоват был Ваня бедный..." - это я о себе.
Елена Леонидовна держалась как британская королева - ни упрека, ни намека, в
лучших традициях дипломатического стиля Ясена Николаевича, который
присутствовал на совете лично и тоже высказывался.  Столь изысканное
поведение руководства повергло не только меня, но и моих союзников в некоторое
замешательство, поскольку мы ожидали откровенной атаки. Мне как
забияке-мальчишке стало даже неловко за некоторые резкие высказывания на сайте.
Но речь сегодня не обо мне, хотя признавать собственные слабости неприятно. По
мере обсуждения стало ясно, что ветер общих настроений совета дул в наши
паруса. Сказалось и то, что большинство членов высокого ученого собрания пришли
на совет непосредственно после участия в государственной комиссии по приему
выпускных экзаменов первого выпуска бакалавриата. Впечатление оказалось столь сильным,
что никакая дискуссия была уже не нужна. Разумеется, протокол был соблюден: три
уважаемых заведующих кафедрами (намеренно не называю их имен, при желании
каждый может высказаться сам и на этом сайте, и в любом другом месте) сказали
следующее:-на факультете журналистики надо учить журналистике; литература отбирает у
студентов слишком много времени и сил. Бакалавриат для того и существует, чтобы
учить студентов именно профессии, без всяких особых изысков и филологических
заморочек. На просьбу сопоставить уровень подготовки наших специалистов (тех,
кто учился по старым программам 5 лет), и наших же бакалавров (которые учились
4 года - а в этом году уникальный случай: одновременно сдают госэкзамены и
последние специалисты и первые бакалавры!) ответа не последовало, но всеобщее
возбуждение и шум сказали сами за себя;-
другой оратор, не слишком давно занимающий факультетскую кафедру с гневом
объявил, что при нынешнем уровне стремления молодых людей к знанию и книге,
когда библиотеки стоят пустыми (прямая ссылка на телевизионную программу А.
Архангельского), а студенты не читают ничего, кроме СМС-сообщений (позволю
возразить - два раза в год принимаю экзамены по литературе; примерно 60%
читают, еще 15-20 из-под палки, когда просишь придти еще раз, или не раз,
прочитав, это, это и это) , литературные курсы устарели, надо искать новые
методики преподавания; и вообще - студентам журфака надо преподавать логику
(кто бы спорил?!!, она  и была на специалитете), социологию и
экономику. В завершение оратор поставил перед аудиторией вопрос: кого вы хотите
воспитывать - интеллектуалов или специалистов? - На этот вопрос несколько
позднее ответил другой член совета, который не заметил противоречия: Почему
специалист не может быть интеллектуалом и, наоборот, интеллектуал специалистом?
Хорошо, чтобы наши выпускники совмещали то и другое.

-
последний из ораторов говорил о огромном влиянии СМИ и массовой культуры на
современную речь и стиль общения; русская классическая литература перестала
быть языковым образцом, особенно для молодежи. Помниться, дискуссия на эту тему
уже состоялась на одной из защит докторских диссертаций, только не припомню,
какую позицию тогда занимал оратор. Впрочем, ему тоже заметили, что как раз
дело факультета воспитывать в журналистах, а через них и в обществе вкус к
языку русской классической литературы и возрождению национальной языковой
традиции.

            Сам Ясен Николаевич высказался о необходимости сохранения литературных курсов, поскольку именно
благодаря классике формируется стройная система ценностей и нравственных
ориентиров.

            Было решено создать комиссию во главе с профессором Н.А.Богомоловым для утверждения новых методик
преподавания курсов русской и зарубежной литератур, а также для оптимизации
процесса преподавания. В нее должны войти представители всех профильных кафедр,
отчет (если я правильно поняла, на совете в июне).

            В конце заседания нам удалось предложить некую позитивную программу: в связи с первым выпуском
бакалавриата и очевидностью результатов этого выпуска, Министерство и
руководство Университета дает возможность факультетам пересмотреть учебные
программы с учетом полученных результатов для их улучшения. В МГУ существуют
прецеденты отказа от бакалавриата (мехмат, лечебный факультет) и
возвращения/перехода на систему 5+1 (физфак).  То есть можно не только
сохранить специалитет, но и приплюсовать  к нему год для магистрантов,
практически добавив все необходимые дисциплины. При этом на журфаке сохранится
двухступенчатое образование - шесть лет, о котором с гордостью говорит ректор,
академик В.А.Садовничий, общее образование не только не потеряет, но и
выиграет. Интеграция с европейской системой также не будет потеряна. 

           Одобрительный шум членов совета и положительная реакция руководства совпали. Елена Леонидовна попросила
отыскать нормативную базу для более детального рассмотрения вопроса. Мне даже
показалось, что вся дискуссия в Интернете была не напрасной, и мелкие
неприятности, поджидавшие меня на кафедре - ерунда! Но мне не позволили
длительно пребывать в этой иллюзии.

Комментарии

  • отредактировано May 2015

                   На следующий день я подробно рассказывала
    интересующимся коллегам, что происходило на совете и как удалось отстоять, что
    называется по очкам, нашу точку зрения. Кстати, пусть успокоятся наиболее
    "корпоративно мыслящие сотрудники", которые все время опасаются за
    разглашение факультетских тайн: как мне сказала секретарь Ученого совета
    Александрова, протокол заседания Совета выложат в Интернете, информация
    открытая. Так вот, на мои вопросы, о том, кто может, и кто знает, где раздобыть
    нормативную базу для перехода на систему 5+1, одна из сотрудниц факультета,
    близкая к деканату, задала мне ряд вопросов, которые привели меня в тупик.

                  Прошу всех, кто прочтет этот материал и знает ответы, просветить и меня или помочь в
    поисках ответов на нижеследующие вопросы:

                 Знаете ли Вы, спросили меня, какие силы заставили факультет, и весь Университет в целом, и
    практически все вузы России, кроме творческих, принять систему бакалавриата,
    хотя все знали, что она не оправдала себя в Европе? И кто вам позволит
    отказаться от нее, даже если она превратит всех ваших выпускников в леди
    Дженнифер Псаки, над которой смеялось полмира? Ваша вера в возможность спасения
    российского образования наивна, если не опасна. И не зачем бить посуду и
    ссорится с руководством, которое тоже ничего не может изменить...

                Вот тут я почувствовала себя персонажем готического романа, романа с призраками, заговорами, масонскими
    ложами и тайными обществами, где маленький человечек - песчинка, насекомое, не
    способная даже осознать, какие кукловоды определяют его жизнь и бесконечные
    страдания. Нет, еще в середине 2000 я слышала о проекте европейских организаций
    (не помню о каких шла речь, чуть ли не ОБСЕ, хотя причем тут?... или Совет
    Европы?), намеренно профинансировавших программу разрушения российского
    образования, поскольку, так смутно говорили, американские ученые в связи с
    космическими успехами СССР проанализировали, как мы с нашими средствами
    ухитрились обогнать их в космосе и не отставать в гонке вооружений, и нашли
    наши преимущества чуть ли не в начальном школьном образовании по математике и
    естественным наукам. Мягко говоря, шизофрения, такой заговор Запада против
    России... В заговорах я не сильна, тут пусть разбирается господин Ходоровский,
    которому везде мерещатся заговоры.

                Но даже если хоть капля истины присутствует в такой версии, то сегодня политическая ситуация
    изменилась, вектор повернулся едва ли не на 180 градусов. Они нам: вон из
    европейских организаций, кукиш вместо кредитов, санкции... Мол, не видать вам
    как свинье своих ушей ни пармезана, ни фуагрЫ; а мы им: "врешь, не возьмешь!
    Будем жрать свою моцареллу, которую уже лет пять, как в Мытищах делают...

                А что же  образование? Осталось в заложниках? Журналисты, вы же все знаете, ну подскажите, где
    прячется этот страшный монстр, который поймал наше образование как Муху
    Цокотуху в паутину и сосет из него кровушку? Где искать нормативные документы,
    кроме как в Законе об образовании? Из какой пещеры вызволять пророссийского
    министра образования, какому Кощею в ноги кланяться? А уж мы постараемся, чтобы
    и важные решения, и нужный настрой не замотали, не потеряли в бумажках и
    заседаниях.

     

  • Спасибо за информацию!
    Удачи!
  • Сотруднице факультета, близкой к деканату, хотелось бы сказать лично: если кто-то и представляет опасность, то раболепные и бесхребетные люди, которым, увы, не дано понять, что искренний, сильный духом и справедливый человек силе внешней всегда противопоставлял силу внутреннюю. Почему одни наделены этой силой, а другие - нет? Быть может, потому, что одни слишком мало читали? Или читали не те книги? А ведь нас учили: «Если ты в меньшинстве – и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумен. Есть правда и неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен». Но, следуя логике некоторых приближенных, Джордж Оруэлл - наивный и опасный представитель прежних поколений, и знакомства с ним, как и со многими другими, в университетах, наверно, скоро начнут избегать.
    Книги учат борьбе, а вопрос о том, оправданна она или нет, не должен заботить тех, кто решил отсидеться, как говорили в школе, на задних партах, безоговорочно принимая сторону сильнейшего.
    Я прикрепляю ссылку на статью, опубликованную в 2004 году, хотя до сих пор статья эта не потеряла своей актуальности, во всяком случае, для России. Выводы, к которым приходит автор, доктор физико-математических наук, вместе со своими коллегами, для многих уже, должно быть, стали очевидными, но впечатление от прочитанного это не испортит: с такой горькой иронией описывает он "образовательный апокалипсис", свидетелями и невольными участниками которого мы являемся, что и жить, зная, что есть на земле люди, продолжающие, пусть в одиночку, вести свою достойнейшую борьбу, становится легче.
    Низкий вам за это поклон!
    http://www.nkj.ru/archive/articles/457/

  • Дорогая Елена! 
    Огромное спасибо за ваше мнение и самое главное, за прекрасную статью Виктора Степановича Доценко, ссылку на которую Вы мне прислали. Это - потрясающая информация, изложенная так просто и понятно, что я хотела бы поместить ее на своем сайте, должна только выяснить проблему с правами.
    Проблема, с которой столкнулось российское образование, разумеется, общеевропейская. Я сталкивалась с этим и благодаря общению с профессорами Свободного Российско-Германского института публицистики; но это были просто кулуарные разговоры, которые к делу не пришьешь... Немецкие коллеги говорили мне, что выпускники  немецких университетов по программе бакалавриата не востребованы, потому что не обладают необходимой квалификацией. Работодатели ищут выпускников прежних лет, то есть тех, кто учился по системе специалитета и получил достойное образование. Примерно то же сведения дошли до меня и благодаря сообщениям информационных агенств в Греции о забастовке в Афинах. Студенты и преподаватели Афинского университета во главе с ректором вышли на улицы с требованием отказаться от навязанной им, как было буквально сказано, "европейской системы образования", поскольку новая система... отбрасывает Грецию на сорок !!!!! лет назад! Почему маленькая Греция может позволить себе думать и действовать самостоятельно, а большая Россия - нет?!
  • отредактировано May 2015
    Безгранично рада, что смогла быть, пусть и такой малостью, Вам полезна. Уверена, что редакция журнала не будет возражать против размещения статьи. Побольше бы и таких сайтов, как Ваш, и таких статей!  И тогда, быть может, и мы вслед за маленькой Грецией осознаем, что у граждан любого государства (даже нашего) есть - должны быть - не только обязанности, но и права. Пока правительство умело отвлекает внимание населения от катастрофического положения образования, науки, медицины, в которое само же их и повергло, поощряя лишь один навык - потребления, в наших силах и возможностях говорить и писать об этом, распространять информацию, ведь о подобных проблемах подавляющее большинство не имеет ни малейшего представления. Лишь от родителей, чьи дети в данный момент готовятся к выпускным экзаменам в школах, я слышала горькие упреки в адрес тех, кто ответственен за реформы образования: произошло сокращение уроков истории, географии, физики, химии, бог знает чего еще, но физкультурой школьники теперь занимаются четыре раза в неделю! Т.е. среднее образование оказалось в том же бедственном положении, что и высшее. Но это же немыслимо. Так почему бы и нам не выйти на улицы, не обратиться в письменной форме к президенту? Или из нашего лексикона безвозвратно вычеркнуто слово "протест"? Пока нет, но ведь над этим работают - и обязательно доведут начатое до конца, если мы им позволим. Одним словом, я готова принимать участие во всех митингах, подписывать все петиции, собрать столько подписей, сколько мне удастся, и вообще сделать все от меня зависящее, чтобы положить конец мракобесию, воцарившемуся в нашей стране и загоняющему молодой пытливый ум в удушливые оковы примитивных радостей, упущенных знаний и нереализованных возможностей.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.