Вопросы к экзамену

1. Формирование полисной системы в Древней Греции как основа для развития демократии и гражданственности.

2. Периодизация древнегреческой литературы.

3. Понятие о синкретизме древнегреческой мифологии.

4. Проблема тотемизма в греческой мифологии.

5. Этапы становления антропоморфизма в греческой мифологии.

6. Единая система классической греческой мифологии (космогония, теогония, мифы о героях). 

7. Черты фетишизма, хтонизма и магии в классической греческой мифологии.  

8. Изображение Олимпа и роль богов в судьбе героев гомеровского эпоса. 

9. Образ Ахилла и его роль в развитии сюжета «Илиады».

10. Сравнительная характеристика образов Ахилла и Гектора.

11. Хитроумный Одиссей — носитель житейской мудрости. В. Г. Белинский об Одиссее.

12. Хронотоп в гомеровском эпосе.

13. Роль сравнений в эпических поэмах Гомера.

14. Мифология и реальность в «Одиссее» Гомера. Композиция «Одиссеи».

15. Сопоставительный анализ образа Одиссея в поэмах Гомера и в драматургии Софокла («Аянт», «Филоктет»)

16. Мотивы социальной утопии в «Одиссее» Гомера.

17. Гомеровский вопрос и его состояние в настоящее время. Аристотель о Гомере

18. Гомеровские поэмы как образец эпопеи. Гекзаметр.

19. Гомер как исторический источник.

20. Античные писатели о Гомере.

21. Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция.

22. Отражение распада родовой общины и формирование нравственных норм в поэме Гесиода «Работы и дни».

23. Особенности древнегреческой элегии VII — VI вв. до н. э. на примерах Тиртея и Мимнерма.

24. Социально-политическая элегия Солона и Феогнида.

25. Хоровая лирика Пиндара.

26. Ямбы Архилоха.

27. Простейшие формы мелической поэзии (Сапфо, Алкей, Анакреонт),

28. Традиции Сапфо в любовной лирике Катулла.

29. Проблема возникновения драмы в Древней Греции. Устройство античного театра.

30. Проблема ответственности человека и правителя в трагедии Софокла «Эдип-царь». Аристотель о трагедии «Эдип — царь»

31. Особенности первого периода творчества Эсхила (трагедия «Персы»).

32. Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Философский и символический смысл образа в последующие века европейской истории (Гёте, Байрон, Шелли, Шеллинг, Гегель, Ницше)

33. Особенности второго периода творчества Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный».

34. Соотношение государственной власти и нравственного закона в трагедии Софокла «Антигона».

35. Отражение кризиса семьи в трагедии Еврипида «Медея».

36. Разоблачение Клеона и афинских демагогов в комедии Аристофана «Всадники».

37. Отражение кризиса полисной морали в трагедии Еврипида «Ипполит».

38. Отражение кризиса полисного коллективизма в трагедии Евприпида «Ифигения в Авлиде». Аристотель об образе Ифигении.

39. Учение Аристотеля о характерах как обобщение греческой классической драматургии.

40. Антивоенная комедия Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата», «Всадники»).

41. Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях «Облака» и «Лягушки».

42. Сравнительная характеристика творчества Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки».

43. Бытовая драма Менандра «Третейский суд» и его использование в римской литературе («Свекровь» Теренция).

44. Эллинистический эпос Аполлония Родосского «Аргонавтика».

45. Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражатели в римской литературе.

46. Периодизация древнеримской литературы.

47. Маньеризм в александрийской поэзии Каллимаха.

48. Историческое значение римской литературы. Особенности древнеримской мифологии.

49. Философский эпос Лукреция «О природе».

50. Классическая проза Цицерона. Отличие азианского и аттического стилей красноречия

51. Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека).

52. Традиционные типы-характеры римской паллиаты. «Хвастливый воин» и «Клад» Плавта.

53. Особенности «Золотого века» римской литературы, его значение для последующих веков.

54. Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков.

55. Римский классицизм в творчестве Горация.

56. Три периода творческой биографии Овидия. Пушкин об Овидии.

57. Мениппова сатира в творчестве Лукиана.

58. Проблема происхождения жанра античного любовного романа.

59. Формы народно-смеховой культуры в романе Петрония «Сатирикон».

60. Жанровые особенности литературной биографии Плутарха.

61. Гомер и Вергилий.

62. Особенности эллинистического эпоса Овидия «Метаморфозы».

63. Греческий политеизм и ветхозаветный монотеизм.

64. Драматические элементы в Ветхом Завете — «Книга Иова».

Яндекс.Метрика