Коллоквиумы

Коллоквиум 1

 

«Гомеровский вопрос»

 

 1.    Гомер как личность и как мифологический персонаж в трудах античных ученых (Ксенофан, Зоил, Аристотель, Аристарх и александрийцы, Плотин).

2.    Почему сочинение аббата д’Обиньяка прошло незамеченным, “Пролегомены” Ф. Вольфа вызвали глубокую научную полемику?

3.    Теория «первоначального ядра».

4.    Теория «малых песен».

5.    Обоснование основных положений теории «унитариев».

6.    Современное состояние «гомеровского вопроса».

 

Литература

 

Гомер. Илиада. В пер. Н. Гнедича.

            Одиссея. В пер. В.А. Жуковского

 

  История древнегреческой литературы. В 3 т. Т. 1. Гл. 6. - М., 1946. 

  Топоров В.Н. Поэт // Мифы народов мира. Т. 2. – М., 1982. С. 327 - 328.

 Лосев А.Ф. Гомер. - М., 1997.

Чистякова Н.А. Гомер и гомеровский вопрос // Чистякова Н.А. История возникновения и развития древнегреческого эпоса. - СПб., 1999.

Шталь И.В. Гомер и досократики // Древнегреческая литературная критика. - М., 1975.

  • Шталь И.В. Логический предел софистического метода литературной критики. Там же.
  • Попова Т.В. Гомер в оценке «неоплатоников». Там же.

 Радциг С.И. История древнегреческой литературы.

 

 

Коллоквиум 2

 
  

Черты эллинистической поэтики в творчестве Овидия

 
1.          Эволюция жанра элегии в греко-римской литературе (VI — I вв. до н. э.)

а) «Объективная» элегия греков от Солона до Каллимаха.

б) «Субъективизм» «неотериков» – Катулл, Проперций.

в) «Amores» Овидия и их влияние на последующую европейскую поэзию.

 

2.          Традиции александрийской учености в дидактических поэмах Овидия «Наука любви», «Фасты».

а) выбор сюжета – риторика и политика;

б) ученость (Аполлоний Родосский), этнология;

в) дидактика;

г) риторика и ирония.

 

3.          Черты «эпиллия» (малого эпоса Каллимаха) в мифологическом эпосе «Метаморфозы».

а) связь с учением Пифагора;

б) мифологема «метаморфозы»;

в) особенности композиции

 

 

Литература

 

Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Наука любви. Метаморфозы. Фасты / Публий Овидий Назон Сочинения. В 2 т. - М., 1994.

 Античная лирика. - М., 1968. (Солон, Мимнерм, Каллимах, Катулл).

 

 История всемирной литературы. В 9 т. Т. 1. - М., 1983. С. 465 – 67; 470 – 72.

 История греческой литературы. В 3 т. Т. 1. - М., 1960. Гл. 2, 3, 5.

 История римской литературы. В 2 т. Т. 2. - М., 1960 (Овидий).

 Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. - СПб., 2000.

Зелинский Ф.Ф. Волны моря и любви / Овидий. Баллады. Послания. - М., 1913.

 Вулих Н. Овидий. - М., 1996.

  

Коллоквиум 3

  

Литература Ветхого Завета

 

 
1. Исторические предпосылки древнееврейской литературы. Общность с литературами Древнего Востока: вавилонской, древнеегипетской, древнеиранской. «Потоп» в свете «сказаний о великом потопе».

2. Особый тип библейской идеологии – переход к монотеизму. Отличие мировоззренческих основ древнегреческой и древнееврейской литературы: сопоставление жертвоприношения Авраама с древнегреческим эпосом.

3. Хроникально-эпический жанр повести об «Иосифе Прекрасном». Влияние повести на европейскую литературу.

4. «Книга Иова» — философская квинтэссенция христианского смирения. Драматическое построение притчи. Общность идей пророческой литературы и дидактики Гесиода, Солона, Феогнида. Риторика пророков и ораторское искусство древних греков.

5. Поэтика философского скепсиса в «Книге Екклезиаста или Проповедника» в свете гибели Первого царства. Ее влияние на европейскую литературу.

 

Литература

 

БиблияВетхий Завет.

    Древнееврейская литература / Поэзия и проза Древнего Востока. - М.: Худ.лит., 1973.

 

  Аверинцев С.С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. Т. 1. - М.: Наука, 1983. С. 271 – 302.

(Путь: Том первый → II. Классические литературы Древнего мира → Литературы Азии → 4. Древнееврейская литература)

 Фрезер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. Ч. 1, гл. 4. Ч. 2, гл. 3 – 8. - М.: Политиздат. 1989.

 Ауэрбах Э. Мимесис. Гл. 1. - М.: Прогресс. 1976.

Яндекс.Метрика