История зарубежной литературы второй половины XIX в. (Реализм)
Литература второй трети XIX в. – важнейший этап мировой литературы, формирования реалистической эстетики и появления наиболее заметных реалистических романов. Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Теккерей, Бодлер – крупнейшие фигуры в мировой литературе, создатели новых приемов поэтики и особого аналитического метода воссоздания общественной среды в литературе. Социальный анализ и проблема типического, становление психологического реализма со всеми его поэтическими находками являются основными теоретическими проблемами курса.
Вторая часть семестра посвящена литературе конца XIX – начала XX вв., с которой связано не только дальнейшее развитие реалистических тенденций, но и формирование новых литературных направлений. Возникновение натурализма и декаданса, создание «новой драмы» и «нового театра», появление символистской поэзии во Франции и распространение ее в других национальных литературах, эволюция европейского романа – эти основные вопросы рассматриваются во второй части курса.
В качестве промежуточного контроля освоения материалов учебников и литературных источников практикуютсяколлоквиумы, тестирование, написание контрольных работ, рефератов на основе предлагаемого списка произведений, встречи преподавателей со студентами в специально отведенное для этого время («контактные часы») как в аудитории, так и в режиме онлайн. После пятого семестра предусмотрен зачет, после шестого – экзамен.
История зарубежной литературы
второй половины XIX в. (реализм)
Обязательная литература.
Стендаль Расин и Шекспир. Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская" (трактаты). Ванина Ванини. Красное и черное. Пармская обитель.
Бальзак Этюд о Бейле. Предисловие к "Человеческой комедии". Гобсек. Евгения Гранде. Шагреневая кожа. Банкирский дом Нусингена. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Кузина Бетта.
Мериме Хроника времен короля Карла IX. Новеллы.
Диккенс Посмертные записки Пиквикского клуба. Домби и сын. Холодный дом. Крошка Доррит.
Теккерей Ярмарка тщеславия.
Флобер Госпожа Бовари. Воспитание чувств.
Готье Т. Эмали и камеи.
Леконт де Лиль Ш. Лирика.
Бодлер Цветы зла.
Гонкуры Жермини Ласерте.
Геббель Мария Магдалина. Нибелунги.
Учебные пособия
История зарубежной литературы XIX в. Ч. I-2. Под ред. А.С.Дмитриева. Изд-во МГУ. 1983.
История всемирной литературы. В 9 т. Т. 6 - 7. М., 1989 - 1990.
История французской литературы. В 4 т. Т. 2. М., 1956.
Дополнительная литература:
Остен Дж. Гордость и предубеждение.
Стендаль. Люсьен Левен. О любви.
Бальзак. Шуаны. Неведомый шедевр. Обедня безбожника. Кузен Понс. Крестьяне.
Диккенс. Оливер Твист. Дэвид Коперфилд. Мартин Чезлвитт. Большие ожидания.
Флобер. Саламбо. Искушение св.Антония.
Европейская поэзия XIX в. М., 1977. (Т.Готье, Ш.Леконт де Лиль, Суинберн, Теннисон, Браунинг).
Бронте Ш. Джейн Эйр.
Гаскелл Э. Мери Бартон. Кренфорд.
Элиот Дж. Миддлмарч.
Троллоп Э. Бриллианты Юстэсов. Барчестерские башни.
Тэн И. Бальзак.
Литературная критика.
Реизов Б.Г. Французский роман XIX в. М., 1977.
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. М., 1958.
Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978.
Пузиков И. Портреты французских писателей. М., 1971.
Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М., 1967.
Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М.,1988.
Бальзак в воспоминаниях современников. М.,1986.
Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.
Виппер Ю. Проспер Мериме - романист и новеллист. М., 1968.
Мериме - Пушкин. сб./ Сост. З.И. Кирнозе. М., 1987.
Реизов Б.Г. Творчество Вальтер Скотта (его влияние на творчество Мериме). М., 1965.
Ивашева В.В. Английский реалистический роман в его современном звучании. М.,1974.
Сильман Т. Диккенс. Л.,1970.
Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982.
Пирсон Х. Диккенс. М., 1960.
Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1965.
Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955.
Шарль Бодлер об искусстве. Сост. Ю.П.Стефанов. М.,1988.
Великовский С. В скрещении лучей. М., 1977.
Коллоквиум 1.
ЧЕРТЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ
В ТВОРЧЕСТВЕ ПРОСПЕРА МЕРИМЕ.
1. Исторический роман "Хроника времен короля Карла IX".
а. Влияние Вальтера Скотта и полемика с ним:
- интрига
- "Диалог между читателем и автором".
- изображение быта и нравов.
б. "Стендалевский ключ" в романе Мериме:
- принципы реалистической композиции;
- воздействие исторических событий на судьбу героев романа;
- социальная и нравственная значимость романа.
2. Взаимодействие романтизма и реализма в новеллистике Мериме.
а. Поэтика образа Кармен (две цыганки - Эсмеральда Гюго и Кармен Мериме).
б. Столкновение национальных традиций с буржуазной моралью ("Маттео Фальконе).
в. Французское общество в новелле "Двойная ошибка".
Литература.
Мериме П. Хроника времен короля Карла IX. Кармен. Маттео Фальконе. Двойная ошибка.
История французской литературы. В 4 т. Т. 2. - М., 1956.
Данилин Ю. Вступ. статья к Избр. соч. П.Мериме в 2 т. Т. 1. М., 1957.
Дынник В. Вступ. статья к Собр. соч. в 6 т. Т. 1. М., 1963.
Виппер Ю. Проспер Мериме - романист и новеллист. М., 1968.
Мериме - Пушкин. сб./ Сост. З.И.Кирнозе. М.,1987.
Реизов Б.Г. Творчество Вальтер Скотта (его влияние на творчество Мериме). М., 1965.
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. М., 1958.
Коллоквиум 2.
УИЛЬЯМ ТЕККЕРЕЙ И ЕГО РОМАН "ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ"
1. Смысловая нагрузка подзаголовка "Роман без героя".
2. Значение метафоры кукол и кукольника в романе "Ярмарка тщеславия".
3. Социальная панорама Англии в романе и нравственная позиция писателя.
4. Традиции плутовского и романтического романа в " Ярмарке тщеславия".
5. Контрапункт судеб Ребекки Шарп и Эмилии Седли.
6. Образ полковника Доббина и этический идеал автора.
7. Тема истории в романе "Ярмарка тщеславия".
8. Самодвижение характеров как важнейший элемент романтической эстетики.
Литература.
Теккерей Ярмарка тщеславия.
Ивашева В.В. Английский реалистический роман в его современном звучании. М.,1974.
Форстер М. записки викторианского джентльмена. М., 1986.
Ивашова В.В. Теккерей-сатирик. М.,1968.
История всемирной литературы. В 9 т. Т. 7. - М., 1990.
Коллоквиум 3.
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА
ДРАМАТУРГИИ ФРИДРИХА ГЕББЕЛЯ.
1. Социально-бытовая драма Ф.Геббеля "Мария Магдалина".
a/ Роль "Молодой Германии" в формировании эстетических воззрений Геббеля.
б/ Традиции просветительского реализма в "мещанской" драме Геббеля "Мария Магдалина".
в/ Социальная природа трагедии Клары в пьесе "Мария Магдалина"
2. Драматическая трилогия Ф.Геббеля "Нибелунги" и проблема "мифа" в реализме.
а/ Образ Зигфрида.
б/ Психологическое наполнение и проблема перехода от типа к характеру.
в/ Мифотворчество Геббеля.
г/ Геббель и Вагнер.
Литература.
Геббель Мария Магдалина. Нибелунги // Геббель Ф. Соч. в 2 т. М., 1978.
Карельский А.В. Фридрих Геббель (1813 - 1863) // Геббель Ф. Соч. в 2 т. М., 1978.
Неустроев В. Фридрих Геббель // История немецкой литературы. Т. 4. М., 1968.
Краткое содержание тетралогии Р.Вагнера "Кольцо нибелунга" М., 1972.
Левик В. Рихард Вагнер. М., 1978.
Темы письменных работ.
Первый период (30 - 40-е гг.).
1. Тема Италии в творчестве Стендаля.
2. Роль музыки в жизни, ранних книгах и прославленных романах Стендаля.
3. Влияние исторического романа Вальтера Скотта на формирование эстетических воззрений Стендаля и Бальзака.
4. Просветительский характер героического в романтических героях Стендаля.
5. Жюльен Сорель - ученик Плутарха и Наполеона.
6. Роль Луизы де Реналь и Матильды де Ла Молль в судьбе Жюльена Сореля.
7. Страсть и честолюбие в романе Ф.Стендаля "Красное и черное".
8. Проблема итальянского характера в творчестве Стендаля.
9. Сравнительная характеристика Жюльена Сореля и Люсьена Левена в романах Стендаля.
10. Жанр воспитательного романа в творчестве Стендаля.
11. Тема Наполеона в произведениях Стендаля.
12. "Пармская обитель" Стендаля и бальзаковский "Этюд о Бейле".
13.Соединение любовно-авантюрного сюжета с сатирической картиной нравов в романа Стендаля "Пармская обитель".
14. Эволюция характера стендалевского героя от Жюльена Сореля к Фабрицио делль Донго.
15. Содержание понятия "стендалевский ключ" в современной французской литературе.
16. Характеристика конфликтов в романах Стендаля.
17. Принципы композиции в романах Стендаля и Бальзака.
18. Тема Ватерлоо у Стендаля и Теккерея.
19. Смысл название романа "Красное и черное".
20. Психология любви в романах Стендаля.
21. Черты "готического романа" в творчестве Бальзака 30-х годов.
22. "Сотворение мифа" в романе Бальзака "Шагреневая кожа".
23. Принцип реалистической детали у Бальзака.
24. Проблема типического в теоретических штудиях Бальзака.
25. Тема "утраты иллюзий" во французской литературе XIX в.
26. Примеры драматической композиции Бальзака и принцип аналитизма.
27. Принципы построения характера в творчестве Бальзака.
28. Роль "секретаря французского общества" и общий замысел "Человеческой комедии".
29. Философия "успеха" в романе "Утраченные иллюзии".
30. Мир журналистики в романе Бальзака "Утраченные иллюзии".
31. Образ Этьена Лусто в романе Бальзака "Утраченные иллюзии".
32. Даниэль д'Артез и общество с улицы "Четырех ветров" в романе Бальзака "Утраченные иллюзии".
33. Система векселей как одна из форм денежного обращения в романе Бальзака "Утраченные иллюзии".
34. Проблема денег и их могущества в "Человеческой комедии" Бальзака.
35. Эволюция образа финансиста в "Человеческой комедии" Бальзака.
36. Трагедия Евгении Гранде в одноименном романе Бальзака.
37. Тема "неистовой страсти" в творчестве Бальзака.
38. Судьба Эжена де Растиньяка в "Человеческой комедии" Бальзака.
39. Папаша Горио и его дочери в "Человеческой комедии" Бальзака.
40. Образ парижанки в романах Бальзака.
41. Взаимоотношение рассказчика и героя в романе Бальзака "Отец Горио".
42. Диатриба как способ выявление острейших проблем современности в повести Бальзака "Банкирский дом Нусингена".
41. Художественная манера позднего Бальзака. Дилогия о "Бедных родственниках".
42. Нащупывание новой манеры в неоконченном романе Бальзака "Крестьяне".
43. Ирония и юмор в "Посмертных записках Пиквикского клуба" Диккенса.
44. Проблема героя в творчестве Диккенса.
45. Особенности сюжетосложения у Диккенса.
46. Положительные герои и роль счастливого конца в творчестве Диккенса.
47. Диккенс и романтизм.
48. Мистер Пиквик и Дон Кихот.
49. Особенности сатиры Диккенса.
50. Образы страшного и пугающего в романах Диккенса.
51. Тема обездоленного ребенка в творчестве Диккенса.
52. Место юродивых и убогих в творчестве Диккенса.
53. Образ Лондона в творчестве Диккенса.
54. Тема суда и судебного разбирательства в мировой литературе и творчестве Диккенса.
55. Образы абсурдной социальной действительности в романах "Холодный дом" и "Крошка Доррит".
56. Риторика Диккенса.
57. "Чудаки" Диккенса и нравственная позиция писателя.
58. Традиции английского романа XVIII в. в творчестве Диккенса.
59. Христианский гуманизм Диккенса.
60. Тема "больших ожиданий" в творчестве Диккенса.
61. Роман Диккенса как детектив.
62. Диккенс и Достоевский.
Второй период (50 - 60-е гг.)
63. Бальзаковская Франция в восприятии Флобера.
64. Образы финансистов в творчестве Бальзака и Флобера.
65. Философские и эстетические основы становления нового этапа реализма.
66. Диалог Флобера с бальзаковской концепцией мира.
67. Пространственно-временной континуум романов Бальзака и Флобера.
68. Восхождение простолюдина наверх: Жюльен Сорель и Ребекка Шарп.
69. Спор о реализме в переписке Г.Флобера и Ж.Санд.
70. "Госпожа Бовари" Флобера как роман "провинциальных нравов".
71. Реализация эстетической программы Флобера в романе "Госпожа Бовари".
72. "Физиология", как этот термин понимало время, в романе Флобера "Госпожа Бовари".
73. Проблема реалистического героя в романе Флобера "Госпожа Бовари".
74. Поэтика романа Флобера "Госпожа Бовари".
75. Авторская позиция в романе Флобера "Госпожа Бовари".
76. Тема "утраты иллюзий" в творчестве Флобера.
77. Трагедия пошлости в романе Флобера "Госпожа Бовари".
78. Картина провинциальных нравов в романе Флобера "Госпожа Бовари".
79. "Воспитание чувств" Флобера и жанр европейского воспитательного романа.
80. Исторический план в романе Флобера "Воспитание чувств".
81. Тема романтической любви в романе Флобера "Воспитание чувств".
82. Споры об искусстве и политике в романе Флобера "Воспитание чувств".
83. Образы буржуазных либералов и журналистов в романе Флобера "Воспитание чувств".
84. Разлад искусства с буржуазной действительностью в эстетике Флобера.
85. Исторический роман Флобера "Саламбо".
86. Позитивистская реконструкция истории в романе Флобера "Саламбо".
87. "Мир цвета плесени" и тема "башни из слоновой кости" в эстетике Флобера.
88. Образ мира как "ярмарки тщеславия" в реализме XIX в.
89. Философская лирика Теннисона.
90. Революция 1848 г. и эстетика "чистого искусства".
91. История и теория "Парнаса".
92. Подражание Феокриту в "Античных поэмах" Леконт де Лиля.
93. "Варваорские поэмы" Леконт де Лиля и проблема местного колорита.
94.Философская лирика Леконт де Лиля.
95. Античность и современность в трагедии Леконт де Лиля "Эринии".
96. Лирика Роберта Браунинга.
97. Суинберн. Последний романтик.
98. Композиция сборника Теофиля Готье "Эмали и камеи".
99. Тема поэта и поэзии в лирике Т.Готье.
100. Образ Кармен у Мериме и Готье.
101. Тема России в творчестве Готье.
102. Готье - прозаик.
103. История и смысл названия сборника Ш.Бодлера "Цветы зла".
104. Библейские образы в "Цветах зла" Бодлера.
105. Проблема добра и зла в поэзии Бодлера.
106. Оппозиция идеала и действительности в лирике Бодлера.
107. Тема любви в поэзии Бодлера.
108. Тема Дон Жуана в творчестве Бодлера.
109. Философия творчества в "Цветах зла" Бодлера.
110. Романтические мотивы поэзии Бодлера.
111. Урбанизм книги стихов Бодлера "Цветы зла".
112. Тема бунта в "Цветах зла" Бодлера.
113. Тема ответственности художника в "Цветах зла" Бодлера.
114. Тема бегства в мечту в "Цветах зла" Бодлера.
115. Образ Каина в лирике Бодлера и Леконта де Лиля.
116. Имперессионистский пейзаж в романах Г.Флобера и братьев Гонкуров.
117. Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.
118. Изображение подсознательного и бесознательного в романах Флобера и Гонкуров.
119. Характер социального критицизма в романах Ш.Бронте.
120. Проблема "эмансипации" и расцвет женского романа.