Курс «История античной литературы» — одна из составных частей базового гуманитарного образования и является необходимой основой при обучении журналистов, а также студентов других гуманитарных специальностей.
Курс рассчитан на 36 лекционных часов и 12 часов практических занятий по особо выделенным темам. Формой отчетности студентов является экзамен. Допуск к экзамену студент получает в случае положительной оценки его знаний на практических занятиях (3 раза в семестр).
Положительной оценки заслуживают знания тех студентов, которые внимательно и вдумчиво прочитали тексты произведений (в полном объеме, а не по хрестоматиям!), обязательных к прочтению, имеют необходимые для первокурсника знания по теории литературы и представления об историко-литературном процессе, а также способны проанализировать обязательные к прочтению тексты.
Для общего ознакомления с античной культурой рекомендуется ряд учебников и работ по античности общего характера, включающих в себя все перечисленные в программе темы. В конце каждой темы, последовательность изложения которых основывается на хронологии, дается специальная литература только к рассматриваемому периоду.
Темы, предназначенные для самостоятельного изучения
Дидактический эпос Гесиода
1. Докажите с помощью ссылок на текст Гесиода, что дидактический эпос был создан позднее героического.
2. Выделите основные проблемы, затронутые в поэме Гесиода «Работы и дни».
3. Какие типологические схождения «Работ и дней» Гесиода и библейской «Книги Пророков» можно обнаружить?
4. Что можно сказать о личности Гесиода и его нравственной позиции?
5. Руководством к каким видам труда является поэма «Работы и дни»?
6. Началом какой литературной традиции является дидактический эпос Гесиода и кто из поэтов подражал ему в античности?
Литература:
Гесиод. Работы и Дни. Теогония // Эллинские поэты VIII — III вв. до н.э Эпос, лирика, ямбы, мелос. / пер. В. В. Вересаева. Изд. подготовили М. Л. Гаспаров, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо. — М.: Ладомир. 1999.
или: О происхождении богов. М.: Советская Россия, 1990.
Гесиод. Полное собрание текстов. Теогония. Труды и дни. Щит Геракла. Фрагменты. — М.: Ладомир. 2001.
***
История всемирной литературы. Т. 1. — М., 1983.
История греческой литературы. В 3 т. Под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. А. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Рацига. — М., 1946 — 1960.
История римской литературы. В 2 т. Под ред. С. И. Соболевского и др. — М., 1959 — 1962.
Словарь античности /. пер. с нем. /под ред. В. И. Кузищина и др. — М., 1989.
Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. — Л., 1940.
Виламовиц-Меллендорф У. фон. «Илиада» и Гомер. — Спб., 1916.
Лосев А. Ф. Гесиод и мифология // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 83. — М., 1954.
Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М., 1956.
Чистякова Н. А. Первая древнегреческая автобиография и эпическое творчество // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.
Учебники и учебные пособия:
Тронский И. М. История античной литературы. — М., 1988.
Чистякова Н. А. и Вулих Н. В. История античной литературы. — Л., 1971.
Радциг С. И. История древнегреческой литературы. — М., 1969.
Гиленсон Б. А. Античная литература. Древнегреческая литература. — М.: Флинта, 2001.
Фрагмент из "Работ и дней" Гесиода
пер. Ольги Богдановой
μῆνα δὲ Ληναιῶνα, κάκ᾿ ἤματα, βουδόρα πάντα,
505τοῦτον ἀλεύασθαι, καὶ πηγάδας, αἵ τ᾿ ἐπὶ γαῖαν
πνεύσαντος Βορέαο δυσηλεγέες τελέθουσιν, ὅς τε διὰ Θρῄκης ἱπποτρόφου εὐρέι πόντῳ ἐμπνεύσας ὤρινε· μέμυκε δὲ γαῖα καὶ ὕλη·
πολλὰς δὲ δρῦς ὑψικόμους ἐλάτας τε παχείας
510οὔρεος ἐν βήσσῃς πιλνᾷ χθονὶ πουλυβοτείρῃ
ἐμπίπτων, καὶ πᾶσα βοᾷ τότε νήριτος ὕλη·
θῆρες δὲ φρίσσουσ᾿, οὐρὰς δ᾿ ὑπὸ μέζε᾿ ἔθεντο,
τῶν καὶ λάχνῃ δέρμα κατάσκιον· ἀλλά νυ καὶ τῶν
ψυχρὸς ἐὼν διάησι δασυστέρνων περ ἐόντων.
515καί τε διὰ ῥινοῦ βοὸς ἔρχεται οὐδέ μιν ἴσχει,
καί τε δι᾿ αἶγα ἄησι τανύτριχα· πώεα δ᾿ οὔ τι, οὕνεκ᾿ ἐπηεταναὶ τρίχες αὐτῶν, οὐ διάησιν
ἲς ἀνέμου Βορέω· τροχαλὸν δὲ γέροντα τίθησιν
καὶ διὰ παρθενικῆς ἁπαλόχροος οὐ διάησιν,
520ἥ τε δόμων ἔντοσθε φίλῃ παρὰ μητέρι μίμνει οὔ πω ἔργ᾿ εἰδυῖα πολυχρύσου Ἀφροδίτης·
εὖ τε λοεσσαμένη τέρενα χρόα καὶ λίπ᾿ ἐλαίῳ
χρισαμένη μυχίη καταλέξεται ἔνδοθι οἴκου,
ἤματι χειμερίῳ, ὅτ᾿ ἀνόστεος ὃν πόδα τένδει
ἔν τ᾿ ἀπύρῳ οἴκῳ καὶ ἤθεσι λευγαλέοισιν·
οὐ γάρ οἱ ἠέλιος δείκνυ νομὸν ὁρμηθῆναι,
ἀλλ᾿ ἐπὶ κυανέων ἀνδρῶν δῆμόν τε πόλιν τε στρωφᾶται, βράδιον δὲ Πανελλήνεσσι φαείνει. καὶ τότε δὴ κεραοὶ καὶ νήκεροι ὑληκοῖται
530λυγρὸν μυλιόωντες ἀνὰ δρία βησσήεντα
φεύγουσιν: καὶ πᾶσιν ἐνὶ φρεσὶ τοῦτο μέμηλεν,
ὡς σκέπα μαιόμενοι πυκινοὺς κευθμῶνας ἔχωσι
καὶ γλάφυ πετρῆεν: τότε δὴ τρίποδι βροτῷ ἶσοι,
οὗ τ᾽ ἐπὶ νῶτα ἔαγε, κάρη δ᾽ εἰς οὖδας ὁρᾶται,
535τῷ ἴκελοι φοιτῶσιν, ἀλευόμενοι νίφα λευκήν.
Месяц Ленеон же - страшные дни, свежеватель быков,
Его пережить! С пастбищ фракийских Борей
страшные беды на землю приносит. Подув,
взволновал он широкое море, застонали и лес, и земля.
Много дубов величавых и сосен могучих
С гор он сбросил в долины на землю,
которая многих питает; лес бескрайний ревет.
Ветер теперь ледяной продувает насквозь,
ничто его не удержит. И трясется зверье,
поджимая хвосты к животам,
и от ветра косматая шерсть их никак не спасает.
Он проходит сквозь шкуру быка,
продувает козлов длинношерстных,
Даже старца заставит бежать: вот какая Бореева сила.
Не продует он только овец густорунных.
Не продует и девушку с нежной кожей,
которая дома при матери милой сидит,
дел не зная еще золотой Афродиты,
и во внутренней комнате ляжет в постель,
искупавшись и тело умастив густо оливковым маслом
в зимний день, а бескостный
в логове без очага грустно ногу сосет.
Солнце к пище дороги ему не укажет,
но над краем и городом черных людей
обращается, поздно же всем является грекам.
Звери лесные в ту пору - рогатый, безрогий, -
тяжко зубами стуча, укрываются в чащи лесные,
Думают все об одном и ищут защиты
от ветра, чтоб надежные норы найти
и пещеру в скале; люди бредут в эту пору,
как смертный трехногий,
спину согнув и к земле головой наклонясь,
закрываясь от белого снега.