Спецкурс 1

Cпецкурс проф. Корниловой Е.Н.

«Миф и литература Нового времени»

 

В спецкурсе в хронологической последовательности изучаются методики литературоведческого анализа, связанные с изучением функционирования мифа в человеческом сознании, архаических верованиях и в литературе. С применением наиболее современных методик исследования мифа в культуре рассматриваются классические произведения художественной литературы XIX - XX веков. Студенты постепенно постигают приемы и механизмы, лежащие в основании любого мифа, поэтому легко могут определить мифологические характеристики любого внерационалистического способа моделирования ситуации и сами создавать мифологические конструкции. Темы самостоятельных работ посвящены детальному изучению мифологии в художественных текстах XIX - XXI веков.

 

 

Темы лекций:

 

1. Происхождение мифологии и ее эволюция. Миф, как форма общественного сознания.

 

2. Миф и обряд. Научные теории мифа: мифологическая школа, антропологическая школа, структурализм и др.

 

3. Учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. Мифология и проблема личности.

 

4. Эрнст Кассирер и теория символических форм.

 

5. Мифологическая картина мира и ее эвристическое значение.

 

6. Научная картина мира и ее мифологический характер.

 

7. Сотворение «новой мифологии» (Ф.Шлегель, Ф. Шеллинг) как центральная эстетическая задача романтизма.

 

8. Эволюция романтической мифологии от Новалиса до Гофмана и Клейста.

 

9. Особенности мифотворчества Байрона. Создание высоко ритуализованного канона романтического поведения. Личный миф в лирической поэзии.

 

10. Новый Свет в борьбе за новую мифологию. Включение механизма пропаганды.

 

11. Позитивизм, культурно-историческая школа. Теория заимствований Т. Бенфея.

 

12. «Историческая поэтика» А.Н.Веселовского.

 

14. Процесс «ремифологизации» в Европе. Символистский миф.

 

а. Мифопоэтические модели европейского декаданса и модернизма.

 

б. «Мифологизм» в русской литературе.

 

в. Поэтика мифа в драматургии и театре.

 

г. Миф и постмодерн.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского. М., 1972.

Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос. 2001.

Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Барт Р. S/Z. / Пер. с фр., ред., послесловие Г.К.Косикова. М.: РИК «Культура»: Ad  Marginem. 1994.

Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Веселовский А. Байрон. Биографический очерк. М., 1914.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. СПб., 1993.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.

Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер.: Филология. М., 1995. № 5.

Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. М., 1981.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М, 1986.

Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Кассирер Э. Избранное. М., 1998.

Козлов А.С. Мифологическое направление в литературы США. Дисс. докт. М., 1985.

Козлов А. Мифологические школы в зарубежном литературоведении // Теории, школы, концепции. Художественный текст и контекст реальности.  М., 1977.

Косарев А. Философия мифа. М., 2000.

Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М.: Рудомино. 1998

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Леви-Строс К. Структура мифов. Вопросы философии. 1970. № 7.

Леви-Строс К. Структура и форма // Семиотика. М.: Прогресс. 1983.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1992.

Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа / Сборник: З. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Г. Закс, К.Г. Юнг. Львов-М., 1999.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000.

Потебня В. Слово и миф. М., 1989.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора // Уч. зап. Ленингр. ун-та. № 72. Сер. Филология. Вып. 9. Л., 1944.

Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.

Теория метафоры. М., 1990.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М.: Прогресс. 1983.

Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т. 1

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Топоров В.Н. О структуре «Царя Эдипа» Софокла // Славянское и балканское языкознание. Карпато-балканские параллели. Структура балканского текста. Вып. 4. М., 1977.

Топоров В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве).// От мифа к литературе. Сб. в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М., 1993.

Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

Фихте И.Г. Наукоучение 1801 года. М., 2000.

Фрай Н. Анатомия критики  // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

Фрейд З. Недовольство культурой // Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992.

Фрейд З. Толкование сновидений. М., 1999.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1999. 

Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.

Шестов Л. Плотин // Плотин. Эннеады. Киев, 1995.

М., 1987.

Шлегель Ф. Из «Атенейских фрагментов» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 1.

Шлегель Ф. Критические (ликейские) фрагменты // Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1990.

Эткинд А.М. Эрос невозможного. М., 1994.

Юнг К.Г.  Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

Юнг К.Г.  Вотан. Психология нацизма // Юнг К.Г. о современных мифах: Сб. трудов. М., 1994.

Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов.  Киев; М., 1997.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественому творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. Трактаты, статьи, эссе.

    Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. М., 1995. № 12.

 

 

С л о в а р и     и    с п р а в о ч н и к и

 

Биндерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика. 1996.

Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

Махов А.Е. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М.. 1998.

Мифы народов мира.  Энциклопедия. Т. 1—2.  М.: Сов. энциклопедия, 1980.

Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1989.

Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999.

Христианство. Энциклопедия. М., 1993.

    Baldensperger F. and Friederich W.R. Bibliography of comparative literature. N.Y., 1960.

 

Яндекс.Метрика