Коллоквиум 1
Романтическая ирония в сказках Гофмана.
1. Теория романтической иронии в трудах Фридриха Шлегеля.
2. Критика романтической иронии в «Эстетике» Гегеля.
3. Мотив «двоемирия» и роль творческого воображения в сказках Гофмана.
4. Воплощение романтического характера в свете романтической иронии.
5. Морализаторский пафос романтизма и проблема иронии.
Литература
- Шлегель Ф. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
- Гегель Г. В. Ф. Ирония // Эстетика в 4 тт. Т. 1. М., 1968. с. 69 — 75.
- Гофман Э. Т. А. Золотой горшок. Крошка Цахес.
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. (Версия doc)
- Художественный мир Гофмана. М., 1982.
- История всемирной литературы в 9 тт. Т. 6. — М.: Наука, 1989
Коллоквиум 2
Французский исповедальный роман в эпоху романтизма.
1. Жанр «Исповеди» в доромантической литературе.
2. Проблема исповедальности в эпоху романтизма.
3. Мотив «мировой скорби» и крушение эгоцентризма.
4. Роман воспитания или роман развращения.
5. Аналитический психологизм как двигатель сюжета.
6. Картина объективного мира в исповедальном романе.
7. Романтическая ирония и скептицизм. Бунт внутри романтизма или против романтизма?
Литература
- Шатобриан Ф. Р. де. Рене
- Констан Б. Адольф.
- Мюссе А. де Исповедь сына века.
Коллоквиум 3
1. Высшая истина и Высшая Красота в поэзии:
а) «мистический смысл» (суггестивность);
б) метафоризм;
в) символика.
2. Жанры романтической новеллистики в творчестве Эдгара По.
а) Тема «двойничества» в новелле «Вильям Вильсон».
б) «Ужас души» в новелле «Падение дома Ашеров».
в) Жанр «логического» рассказа.
г) Формирование принципов научно-фантастической литературы.
Литература
По Э. К Елене ("Елена, красота твоя…). Ворон. Улялюм. Колокола. (Лирика)
Падение дома Ашеров. Вильям Вильсон. Убийство на улице Морг. Золотой жук. Сфинкс. Ганс Пфааль. Повесть скалистых гор. (Полное собрание рассказов)
По Э. Философия творчества. «Дважды рассказанные истории» Натаниэла Готорна // Писатели США о литературе. Т. 1. М., 1982.
Ковалев Ю. В. Эдгар А. По: новеллист и поэт. Л., 1984.
- Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.
- История всемирной литературы в 9 тт. Т. 6. — М.: Наука, 1989
Коллоквиум 4.
Лирическая поэзия английского романтизма.
- «… стихи должны утешать страждущих, сделать счастливых счастливее, учить видеть, думать, чувствовать…». «Предисловие» к «Лирическим балладам» У. Вордстворта как манифест раннего английского романтизма.
- Литературная баллада в творчестве У.Вордсворта («Терн», «Люси»), и С.-Т. Кольриджа («Сказание о Старом Мореходе»).
- Поэзия непосредственного чувства: элегии «Скала Джоанны», «Нарциссы», «Ночь» Вордстворта, «Полуночный мороз», «Соловей» Кольриджа.
- Традиции описательной поэзии и элегические мотивы в лирике Дж.Байрона. («Хочу я быть ребенком вольным…», Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт, Стансы к Августе, Стансы, Из дневника в Кефалонии.)
- «Дикий Дух природы» в «Оде к западному ветру» и в «Облаке» П.-Б. Шелли.
- «Прекрасное пленяет навсегда»: мотивы и образы стихотворений Дж. Китса: «Ода к греческой вазе», «Кузнечик и сверчок», «К морю», «Ода к Осени».
Л и т е р а т у р а
У.Вордсворт. Предисловие к «Лирическим балладам». // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980
У.Вордсворт. Терн, Люси, Скала Джоанны, Нарциссы, Ночь.
С.-Т. Кольридж Сказание о Старом Мореходе. Полуночный мороз, Соловей.
Дж.Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным…», Отрывок, написанный вскоре после замужества мисс Чаворт, Стансы к Августе, Стансы, Из дневника в Кефалонии
П.-Б. Шелли. Ода к западному ветру. Облако.
Дж. Китс. Ода к греческой вазе, Кузнечик и сверчок, К морю, Ода к Осени.
Все стихотворения можно найти в издании: Поэзия английского романтизма XIX века. М., 1975 (БВЛ, т. 125).