Мифология древняя и современная
(28 академических часов)
Курс читает доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ Елена Николаевна Корнилова.
Аннотация
Глубочайший интерес, который люди ХХI века испытывают к самому понятию «миф» вызван рядом причин. Прежде всего, в основании любой человеческой цивилизации лежит та или иная мифология. Мифологическое сознание – самая ранняя форма идеологии, сформировавшая социальные отношения и самого человека как существо общественное. Оппозиции коллективного бессознательного и архетипы и сегодня продолжают формировать наши представления и творческую фантазию.
Курс будет посвящен ознакомлению с формами мифологического сознания архаического человека и отражению этих форм в литературе и искусстве Античности, Средневековья, Просвещения и Нового времени. На различных литературных и художественных памятниках будет показана эволюция мифологических представлений людей, населявших Европу от древности до современности. Особое место будет уделено разрушению прежних представлений европейцев в эпоху Просвещения и формированию новых мифологий, в том числе и как философско-эстетических задач в социо-культурном пространстве Европы и США XIX – XX веков.
Котелок из Гундеструпа
(ок 175-150 г. до н.э.)
Котелок из Гундеструпа – серебрянный позолоченный сосуд, найденный археологами в болотах Дании. Его размеры – 69 сантиметров в диаметре и 40 – в высоту. Он был разбит на несколько частей, поэтому считается, что он был жертвоприношением, так как согласно кельтскому обычаю предмет должен был быть разбит на куски, прежде чем принесен в жертву (затоплен). Другая причина, по которой историки считают, что он никогда не использовался и был предназначен для жертвоприношения, - это то, что он был выкован незадолго до затопления.
Хотя на котле изображены некоторые кельтские мотивы, похоже, что он был выкован где-то в другом месте, так как техника золочения серебра нигде больше в Западной Европе не встречается и известна не была. Несколько изображений на котелке – животные Средиземноморского региона: дельфин, быки и несколько других зооморфных созданий, которые соединяют в себе черты более, чем одного животного: змеи с бараньими головами, грифоны, и кошкообразные существа с оленьими рогами. Многие фигуры похожи на кельтских богов и богинь, так как они носят традиционное кельтское украшение – толстое кольцо на шее с открытым передом, и на воинов.
Внешний вид котелка из Гундеструпа типичен для Латенского стиля. Все украшения не нем двумерные и плоские, все фигуры стоят либо во фронтальной позиции, либо в профиль. Размеры каждой фигуры не соотносятся пропорционально с другими, но вероятно, символично изображают различия между фигурами - боги намного крупнее воинов и, очевидно, намного важнее. Часть фигур стоят ровными рядами, расположенными друг над другом, другие расположены сбоку друг от друга. Выглядит это так, что возможно некоторые из изображений рассказывают какие-то истории, но в основном фигуры символичны.
Пластина котелка из Гундеструпа, изображающая, возможно, процесс исцеления раненых воинов